Трудности понимания: обратная связь

В самом начале любого пути, нам сложно понять, насколько хорошо мы делаем то, что необходимо, касается ли дело написания какого-либо текста или это что-то другое. Часто нам необходимы внешние ориентиры, чтобы понять, в том ли направлении мы движемся, поэтому для нас важна обратная связь. К сожалению, у нас совершенно не сформирована культура этой самой обратной связи. С одной стороны, мы не знаем, как именно обратную связь запрашивать и давать, а с другой — как на нее реагировать.

Профессиональная обратная связь очень важна, она позволяет нам расти как специалисту в своей области или в личностном плане. Привлекая специалистов в других областях, мы можем получить значительно больше полезной информации для себя. Именно поэтому важно самому определить, что именно будет актуальным. Самое важное, что мы сами прекрасно понимаем, что именно необходимо нам для работы. Иногда нужна только позитивная поддержка, тогда можно попросить найти сильные стороны в том, что вы делаете. Если же вы чувствуете, что-то удается не очень хорошо, уточните, как можно это исправить.

Если об обратной связи просят нас, то надо понимать, что наше мнение воспринимается как значимое. Конечно, желательно подбодрить человека: показать ему сильные стороны его работы, обратить внимание на то, что может быть расценено как спорное или неудачное, показать какие-то еще варианты решения. Обратная связь должна быть созидательной — иначе к чему она? Обратная связь — это не сеанс психотерапии, поэтому она должна касаться только того, о чем идет речь. Кстати, если человек просит сказать ему «что-нибудь», обычно это означает, что он нуждается в похвале:)

Что делать с обратной связью? Естественно, использовать для своего роста. Помните, что «использование» — это как следование предложенным рекомендациям, так и понимание, что этим рекомендациям следовать необязательно. Обратная связь ни в коем случае не должна заменять наше собственное видение, лишь дополнять или корректировать его. Иногда вместо отзыва о нашей работе мы получаем анализ наших личных переживаний, которые, якобы, помешали сделать работу лучше. Можно прислушаться, если вы чувствуете, что это действительно важно. Или никак не принять во внимание, если эту информацию Вы считаете неактуальной.

Еще важно. Обратную связь, конечно, могут давать и друзья, родные. Но не по умолчанию. Мы часто ждем, что наши тексты, особенно, если мы выкладываем их в социальных сетях, тут же оценят друзья — словами или лайками. Возможно, оценят первый написанный текст, но с последующими это не произойдет по умолчанию. И это не потому, что первый текст был идеальным, а последующие вдруг стали плохими. Все проще. Первый текст заметили, обычно это нечто вроде «круто», «здорово», «откуда только талантище такой!» — в общем, хвалебные отзывы. А вот что со вторым делать — вроде бы уже хвалили, не повторяться же. А писать по существу — а что тут напишешь?

Пусть вас не смущает отсутствие обратной связи или восторженных комментариев — просто продолжайте писать, совершенствоваться как автор и специалист. И будьте уверены, что вы движетесь в верном направлении, а обратная связь пусть станет вашим надежным ориентиром на пути к интересным текстам.

Автор: Ольга Гаврилина

Следите за обновлениями в группах:
«Твой текст» ВКонтакте
«Твой текст» в Facebook
«Твой текст» в Twitter