Стереотипы творчества

Говоря о написанных статьях и завершенных проектах, мы обычно вспоминаем только приятных моменты: когда приходило вдохновение и мы всю ночь напролет писали, или когда с легкостью за несколько часов делали то, что не давалось в течение месяца. С одной стороны, это всегда вдохновляет, ведь означает, что каждый способен на творчество, а с другой — очень останавливает, поскольку кажется, что раз не пишется — значит, ни призвания, ни таланта у нас нет.

1. Текст пишется по вдохновению.

Этот стереотип приводит сразу к двум трудностям. Во-первых, "ах, у меня не было вдохновения, поэтому я не успел написать статью вовремя" (как вариант — писал в последний момент). А во-вторых, "я не могу себя заставить писать, когда приходит вдохновение". Собственно, решение одно. Выделять в течение дня (или недели, или месяца) время, когда вы занимаетесь творчеством. Именно творчеством, а не чем-то еще. Если это время будет заранее запланировано, то в голове заранее начнут появляться идеи и образы, а вы точно будете знать, когда вы сможете их реализовать. Не переживайте, если в запланированное время вы не создадите шедевр. Даже если сразу не получится — вы точно будете знать, когда вернетесь к своему замыслу, поэтому успеете еще что-то узнать или о чем-то подумать.

И еще. Есть такие дела, которые действительно невозможно отложить. Например, если вам надо заняться работой по дому или уделить время своим близким — включите и это в свой график, чтобы не было ощущения, что вы крадете время: сначала у творчества, а потом у близких. И не бойтесь располагать своим временем, это значительно более полезно, чем тратить его впустую.

2. Если есть талант и знания — напишешь.

Соответственно, если не пишется, значит, таланта и знаний нет? Конечно, если человек никак не развивается и на собственные таланты машет рукой — то вряд ли он возьмется за что-то. Но важно еще и другое: даже если таланта и знаний достаточно для книги — нам сложно начинать, продолжать и заканчивать, поскольку это уже зависит не от таланта, а от совершенно посторонних факторов: уверенности в себе, умения планировать свое время, интереса к выбранной теме, понимания сути творческого процесса и т.д.

Именно поэтому, кстати, многие скептически относятся к идее коучинга в творчестве или интеллектуальной деятельности, поскольку не совсем даже понятно, с каким запросом обращаться. Если коротко, то коуч сопровождает на всем протяжении творчества. Сама работа с коучем обычно начинается с прояснения замысла и определения конечного результата. А далее все происходит индивидуально, в зависимости от запроса каждого конкретного человека на каждую конкретную сессию. Иногда работа сессии сводится к обычному планированию, когда что писать и что нужно еще прочитать, иногда — к превращению страхов в то, что вдохновляет, а сомнений — в зоны роста, иногда — к осмыслению того, о чем предстоит написать и как это лучше сделать (распределение материала, формулирование важных мыслей и прочее), иногда решаем, как максимально продуктивно переделать уже написанное, если вдруг изменился замысел или появились новые идеи. Важно понимать, что работу с коучем тоже надо планировать, причем желательно на весь период работы над книгой или диссертацией (например, раз в неделю или раз в десять дней), а не вспоминать об этом, когда сдавать надо было еще позавчера, а еще конь не валялся.

Обращаться за поддержкой друзей или специалистов — не стыдно, стыдно не реализовывать свои замыслы, тратя время на сомнения и раздумья.

3. Творчество — это хобби, а не работа.

Обычно начинаем писать мы только для себя, возможно, не особенно задумываясь над тем, как еще можно. Но спустя время может появиться желание создать что-то более значимое, что-то более глубокое и серьезное. В этом случае уже не обойтись без получения новых знаний о предмете письма или о структуре тексте, жанрах, стилях. В этот момент многие удивленно так приподнимают бровь и произносят: "Ой, ну разве Пушкин думал обо всяких там метафорах и жанрах, когда писал…" Вообще, да, думал 🙂 У него еще в Лицее был курс словесности, в рамках которого изучались изобразительные средства, жанры и многое другое, а также вдумчиво прочитывались лучшие произведения мировой литературы, и учащиеся пробовали себя в создании различных произведений. А еще все писатели, не только Пушкин, серьезно относились к своему творчеству. Л.Н. Толстой, например, когда писал "Войну и мир", на каждого героя делал небольшую анкету — указывал социальное положение, внешние и психологические характеристики. А ведь в романе более 500 образов! И еще один пример. Помните Юрия Олешу? Он написал "Трех толстяков". Так вот, Юрий Олеша книгу о самом себе назвал "Ни дня без строчки". Однажды услышал, что у писателя ни одного дня не может быть без того, чтобы написать строку. И тут же сел и написал свою первую "строчку".

Если мы хотим писать (или рисовать, или фотографировать, или танцевать или что-то еще) лучше, увереннее и профессиональнее — то и отнестись к этому должны соответствующим образом: вписать в свою жизнь. Находить время, узнавать больше, запрашивать обратную связь и прислушиваться к ней, улучшать сделанное — и постоянно находить возможности для этого. Если творчество становится целью, то совершенно неважно, один или с кем-то вы пойдете к этому: идите учиться, читайте соответствующую литературу, найдите единомышленников, работайте с коучем — но делайте. А если творчество целью не является — тогда переставайте ныть, что нет времени и возможностей, и ищите то, чем действительно захочется.

Автор: Ольга Гаврилина

Следите за обновлениями в группах:
«Твой текст» ВКонтакте
«Твой текст» в Facebook
«Твой текст» в Twitter