Обучение в коучинговом формате

Стремясь обучиться чему-либо, мы сразу бросаемся искать курсы, преподавателей, репетиторов. По привычке кажется, что должен быть человек, который должен (именно должен) заинтересовать, как-нибудь хитро подать материал, чтобы он на всю жизнь запомнился, проверить и исправить ошибки, а также непременно отругать за невыполненное задание и пропущенное занятие. Что-то мне кажется, что все это не про образование и не про получение новых знаний.

Возможно ли обучение без учителя? На мой взгляд, если говорить о школе, то нет, невозможно и ненужно. Ребенку нужен рядом взрослый, нужны рядом другие ученики — ведь в детстве и подростковом возрасте обучение и общение тесно связаны друг с другом. Ребенку, подростку важно, когда с ним разговаривают, делятся с ним чем-то интересным и с неменьшим интересом слушают его. Но совсем иначе это работает для взрослых.

Работая и с детьми, и со взрослыми, я замечаю, что хорошим преподаватель становится в глазах заинтересованного ученика. Даже если мотивация едва заметна и прикрыта толстым слоем внутреннего сопротивления — она тем не менее найдет для себя возможность заинтересоваться. Роль другого человека важна, но скорее в качестве личного примера.

Взрослым в образовании в меньшей степени ценно общение (тогда вполне достаточно клуба по интересам), поэтому, намереваясь освоить что-то новое, сначала стоит сформулировать — самостоятельно или, если цель достаточно абстрактна, с помощью хорошего коуча — желаемый результат. Что будет самым ценным результатом обучения? Что будет по-другому? Почему эти изменения нужны и важны?

Кстати, точно так же можно наметить для себя шаги в освоении чего-либо. Например, задавая себе вопрос: как я пойму, что мои знания увеличиваются? Что станет возможным на каждом новом этапе? Не бойтесь, что дадите неправильный ответ. Суть в том, чтобы новые знания стали практически значимыми для вас, а не в том, чтобы составить учебную программу для последующих поколений школьников и студентов.

Достигнув каждого этапа, сверяйтесь с намеченными шагами. Конечно, в самом начале пути вы только интуитивно могли чувствовать открывающиеся возможности. И с каждым новым достижением, с каждым новым результатом, вы будете замечать, что стало уже неактуальным, а что стоит усилить.

Сотрудничество с коучем, причем он необязательно должен быть преподавателем того предмета, который вы изучаете, поможет прояснить вашу цель и поставить максимально значимые результаты каждого этапа, а кроме того — что еще более важно для самостоятельного обучения — поможет по достоинству оценить ваш прогресс.

Автор: Ольга Гаврилина

Следите за обновлениями в группах:
«Твой текст» ВКонтакте
«Твой текст» в Facebook
«Твой текст» в Twitter