Обесценивание опыта

На мой взгляд, есть две ступени исследования. Первая — исследовать, чтобы понять себя. Какую бы сферу знаний мы ни выбрали при этом. Хоть психологию, хоть юриспруденцию, хоть квантовую физику. Мы погружаемся в знание, предлагаемое той или иной сферой, включаем туда свой опыт, свои познания в иных сферах — и помимо проработки внутреннего получаем мощный инструмент, который может оказать какое-то положительное воздействие на других.

Тогда начинается второй этап исследования — мы перекладываем свои знания на опыт других. Ищем, чем помочь, как поддержать, какие знания-умения предложить, чему обучить. Постепенно выстраивается все более стройная система, благодаря которой мы находим ответы на свои и чужие вопросы. Постепенно понимаем, кому действительно можем помочь, — не всему же миру, в самом деле.

На каком бы этапе мы ни находились, нам важно делиться тем объемом информации, который имеется на данный момент. Исследователь не ставит перед собой цели обратить всех в свою религию и насильно обучить своему знанию. Он просто начинает рассказывать. Причем рассказ его обычно лишен всяких извиняющих его поведение деталей типа отсылки к своему ничтожному опыту («это только мое мнение», «я, конечно, просто предполагаю», «вы уж простите, не хотите ли вы послушать»). Исследователь находится в потоке, информация просто проходит сквозь него. Да, со стороны он может быть похож или на мессию или на умника — это уж насколько окружающие готовы его слышать и слушать. Кто то, чья картина мира совпадает с его картиной мира, поддерживает его, другие высмеивает или яростно оспаривает. Да, не миллион долларов, всем не могу понравиться. При некотором опыте взаимодействия и насмешки, и злоба воспринимаются уже спокойно. Ну да, есть и другие точки зрения, но, по сути то, все об одном и том же говорим.

Есть еще способ обесценить важные для исследователя знания — сказать, что любое исследование является попыткой решить свои собственные проблемы и видеть в чужом поиске только повод для самотерапии. Знаете, почему это неверный подход? Мы находим слова только для того, что поняли и осознали. На этапе осмысления мы только подбираем слова, но не можем изложить свою мысль. Помните, как статья никак не хочет писаться? Садишься — и только зачеркиваешь. И дело не в таланте, а в том, что не совсем осмыслили, поняли, приняли информацию — просто транслировать не готовы.

А теперь самое важное. Выбирайте, что для вас важнее — следовать за чужими убеждениями и насмешками или делать то, что считаете важным и нужным, постоянно углубляя и усиливая собственное знание. Чужие слова могут быть ступенью для нашего роста, а могут быть просто чужими словами, выражающими их собственные страхи и сомнения. В любом случае, мы сами решаем, в каком направлении хотим идти и в каком месте остановиться.

Автор: Ольга Гаврилина

Следите за обновлениями в группах:
«Твой текст» ВКонтакте
«Твой текст» в Facebook
«Твой текст» в Twitter