О чем мы говорим, когда говорим о тексте

Мне часто задают вопрос о том, зачем я помогаю людям писать статьи, дипломы, диссертации, ведь те, кто хочет написать — напишет, а если человек лентяй, то ему никакие коучинги не помогут. Но с каждым новым клиентом я неизменно убеждаюсь в одном: когда человек приходит с запросом на создание текста, он всегда имеет в виду что-то большее. Именно поэтому я не люблю давать советы, когда у меня их просят.

Хотите небольшой эксперимент? Предложите совет для каждой ситуации. Все эти примеры — запросы, с которыми ко мне на коучинг приходили разные люди. Кому-то достаточно было одной сессии, с кем-то мы работали в течение нескольких месяцев. Какие советы приходят вам в голову?

Пример 1. Нужно написать статью с анонсом предстоящего тренинга. Как сделать текст более структурированным и логичным?

Пример 2. Вот уже несколько лет пытаюсь писать диссертацию, но ничего не выходит. Как мотивировать себя на работу?

Пример 3. На работе требуют простые и легкие отчеты, а у меня получается очень подробно. Как научиться делать лайт-версии?

Возможно, в первом случае вы предложите почаще использовать различные списки вместо последовательного текста. Во втором — обратиться к средствам тайм-менеджмента, чтобы спланировать работу. В третьем — оставлять только самое главное, убирая громоздкие и никому не нужные размышления. Догадываетесь, почему эти советы не сработают?

В самом начале работы с девушкой из первого примера, я почувствовала, что ее задача далеко выходит за рамки логики и структуры: уже в первые пять минут сессии она без запинки эту структуру изложила.
— А что же будет самым лучшим результатом этой сессии? — спросила я.
— Я пойму, как написать не продающую, а интересную статью.
— А в чем для вас главная разница между продающей и интересной?
— В интересной ничего не навязывают, а приводят интересные факты, сообщают что-то полезное для читателя.
— А как это связано с логикой, о который вы говорили в самом начале?
Клиентка задумалась.
— Мне важно, чтобы эти примеры были действительно значимыми для читателя, чтобы уже во время чтения он мог сделать для себя какие-то важные выводы, а не просто срочно записаться на тренинг и заплатить деньги.
Такое смещение фокуса привело не только к понимаю, какие примеры привести, но и на чем именно стоит сделать акцент в тексте, чтобы читателю была понятна система, которая предлагалась на тренинге.

Поиск мотивации с клиенткой, которая писала диссертацию, тоже пошел не таким очевидным путем, как может показаться изначально. Самым вдохновляющим вопросом для этой аспирантки оказался один из основных коучинговых вопросов: «Почему это важно для тебя — написать диссертацию?» Мы возвращались к этому вопросы не единожды во время нашего сотрудничества, что позволяло ей постоянно дополнять и уточнять не только свой ответ, но и… содержание самой диссертации! Ведь вся эта работа была связана не только и не столько с получением диплома кандидата наук, сколько с поиском решения одной из актуальных задач современного бизнеса.

Интересное решение было найдено и третьем случае. На мой вопрос, какой могла бы быть лайт-версия отчетов, клиентка назвала прежде всего пользу — полезной для всей команды, ведь за этим отчетом стоит серьезная работа по анализу рынка. Каким был первый важный шаг для поиска нового способа создания отчетов? Разговор с командой о том, что в таких отчетах наиболее актуально.

Как вы видите, поиск решений в этих случаях выходил далеко за привычные разговоры о лени, мотивации, тайм-менеджменте и таланте. Это были серьезные и глубокие запросы, связанные с профессиональным ростом, с созданием изменений в жизни других людей, с повышением эффективности всей команды. 

Автор: Ольга Гаврилина