Немного о неидеальности коуча

Во время сессии бывают ситуации, когда коуч задает «не тот» вопрос — тогда настроение и энергия клиента заметно снижается. Мог ли коуч заранее знать, что его вопрос окажет такое воздействие? А если бы мог — точно ли не надо было спрашивать об этом? Должна ли каждая сессия сопровождаться инсайтами и открытиями? Какова ценность от сессии, которая не сопровождалась яркими эмоциями? Как коуч, я часто задумываюсь об этом, и сейчас хотела бы поделиться своими размышлениями на этот счет.

Профессия коуча, к счастью, освобождает от перфекционизма и ощущения собственной идеальности. Конечно, коуч может вдохновлять не только своими вопросами, но и собственным примером. Но кто сказал, что вдохновляющий человек во всем и всегда идеален? Я задумалась об этом после прочтения статьи Карли Андерсон, МСС, которая сформулировала очень простую мысль: коуч, уверенный в себе и своих коучинговых навыках, найдет множество возможностей показать свое смятение и даст клиентам понять, что он такой же человек, как и они.

Почему это важно для коуч-сессий? Да потому что достижение успеха не является прерогативой каких-то особенных идеальных людей. Потому что за снижением энергии в процессе коучинга может стоять важное открытие. Потому что «неидеальность» коуча открывает больше возможностей для партнерских отношений. Если клиент не ждет, что коуч идеален и будет задавать только «правильные» вопросы, то он берет на себя ответственность и предлагает более вдохновляющие формулировки, начинает оценивать каждую идею по степени соответствия своему внутреннему миру.

Действительно, коучинг лишен директивности, причем это качество проявляется и в том, что профессиональный коуч не дает советов и не задает наводящих вопросов, и в том, что он не знает, каким будет результат сессии, не знает, какой путь будет правильным, не знает, какой из вопросов для этого клиента окажется «тем самым».

В коучинге научного и творческого процесса, который выбрала для себя я, незнание «правильного» вопроса особенно важно. Когда клиент работает, например, над написанием романа или другого художественного произведения и в качестве запроса на коучинг или сессию выбирает обсуждение сюжета, мне как коучу важно не иметь никаких пристрастий — чтобы замысел клиента развивался самостоятельно и не зависел от моих читательских ожиданий и предпочтений. Важно не чтобы герой или сюжет «нравился» коучу, а чтобы внутри произведения была своя, присущая только ему логика и гармония (так называемая архитектоника). Я часто замечала, что если на героя «надавить» и приписать ему то, что ему не свойственно, текст застопорится и будет заброшен (как вариант — завершен, но не будет ценен автору).

В моей практике, конечно, бывали случаи, когда я слишком погружалась в сюжет и в беседе «забегала вперед», озвучивала детали, которые возникали в моем воображении, но которых не было в автором замысле. И я благодарна клиентам, которые на следующей сессии признавались, что то развитие сюжета их не вдохновляло и они нашли совершенно другое решение.

Важно, что успех клиента не снимает с коуча ответственности за коуч-позицию и профессиональное поддержание процесса. Но осознание собственной неидеальности и умение честно признавать собственные ложные шаги (кажется, это касается не только коуча, но и клиента!) дают возможность еще больше погрузиться в процесс коучинговой работы, а значит, создает еще более ценный результат при завершении.

Автор: Ольга Гаврилина

Следите за обновлениями в группах:
«Твой текст» ВКонтакте
«Твой текст» в Facebook
«Твой текст» в Twitter