Как сделать текст менее эмоциональным?

Недавно клиентка обратилась ко мне с просьбой посмотреть статью на ее сайте, потому что текст, посвященный ее новому тренингу, казался ей слишком эмоциональным. По опыту я знаю, что такое ощущение возникает, когда чересчур много восклицательных знаков («Мы предлагаем вам новый крем для рук!!!!!!!!!!!») или эмоционально окрашенных слов («Наш прекрасный крем поможем вашим замечательным ручкам оставаться очаровательными во всех самых непредсказуемых ситуациях»). В этих случаях достаточно убрать все (или почти все) восклицательные знаки и восторженные эпитеты. Но, зная клиентку, я понимала, что задача будет совсем другой, ведь ни одно, ни второе ей не было свойственно.

Во время первого чтения текста проводится анализ его структуры и содержания, а также исправляются орфографические и пунктуационные недочеты (обычно без дополнительных комментариев и пометок, если клиент не требует полного списка изменений). Анализ показал, что ощущение излишней эмоциональности создавали абзацы (в некоторых из них было объединено несколько развернутых мыслей), а также структура некоторых предложений (либо слишком короткие, либо излишне распространенные). Обычно так получается, когда пишущий стремится сделать статью информативнее и включает много информации. Значит, сделать надо так, чтобы форма выглядела менее громоздкой, но содержание сохранилось.

Именно это я и сделала. Во-первых, поменяла абзацное членение текста. Где-то объединила, где то, наоборот, разбила на две и даже три части. Это помогло структурировать текст и сделать логику изложения более прозрачной. Во-вторых, изменила структуру некоторых предложений. Иногда достаточно переделать прямую речь в косвенную, просто передав содержание диалога в общих чертах, не ставя перед собой цели дословно передать содержание. Иногда «собираем» одно предложение из нескольких, убирая при этом повторяющиеся или поясняющие слова. А иногда, кстати, достаточно вместо запятой поставить двоеточие, чтобы показать, что последующая информация не дополняет, а поясняет предыдущую.

Прочитав этот вариант своей статьи, клиентка была удивлена, что все содержание осталось на месте, но текст воспринимается совершенно иначе, он подчеркивает ее собственный профессионализм и серьезное отношение к делу.

Автор: Ольга Гаврилина

Следите за обновлениями в группах:
«Твой текст» ВКонтакте
«Твой текст» в Facebook
«Твой текст» в Twitter