Вызовы научного процесса: приверженность

Когда я писала свою диссертацию, то мечтала о поддержке, поэтому штудировала всю попадающуюся мне мотивирующую литературу по тайм-менеджменту, личной эффективности, пробуждению вдохновения, борьбе с ленью и прокрастинацией. К сожалению, во всей этой литературе постоянно транслируется мысль о том, что образование и все остальное на самом деле не имеет значения, потому что главное — это доход. Не самые мотивирующие мысли, правда?

Именно поэтому первый вызов, который стоит перед молодым ученым, — приверженность своему выбору. Приверженность выбранной теме, приверженность самому себе. Много раз я слышала от друзей: «Зачем писать диссертацию, думаешь, крутая станешь?» А дело-то ведь было не в крутизне, а в том, что выбранная тема была мне по-настоящему интересна, а также я понимала ее ценность для науки в целом. И это мне было важно, а не диплом кандидата наук, который я получила спустя пять лет после начала работы.

Процесс работы над диссертацией — процесс нелинейный. Приходится то топтаться на месте, то бежать вперед, то искать, то собирать, то исправлять что-то. Это тоже требует приверженности и осознанности. Тем более, что материал нельзя откуда-нибудь «списать» — и я не о плагиате и страхе разоблачения. В большинстве случаев темой, которой занимаетесь вы, никто больше не занимался, поэтому приходится собирать по кусочкам, осмысливать, ошибаться, делать новые выводы. Для меня этот процесс поиска — ошибок и открытий — стал настоящей ценностью научной работы! Он сродни медитации, когда вдруг появляется нечто большее, чем-то, к чему готовилась.

Итак, первый вызов, с которым мы сталкиваемся в научной работе — это вызов приверженности. Как нам удастся продолжать работу несмотря на критику и похвалу? Как мы поддержим и усилим ценность своей работы? Как мы могли бы организовать весь процесс так, чтобы он наполнял нашу жизнь открытиями? Наверное, поэтому я и стала коучем научного процесса, что настоящему исследователю нужны не советы, не помощь и сочувствие, а та настоящая сильная мотивация, которую даже в избытке получают бизнесмены и совсем не получают ученые. И я уверена, что ценность, создаваемая приверженными исследователями, намного более высока для общества, чем ценность любого бизнес-продукта. Кстати, последний зачастую просто невозможен без совершенного однажды научного открытия.

Автор: Ольга Гаврилина

Следите за обновлениями в группах:
«Твой текст» ВКонтакте
«Твой текст» в Facebook
«Твой текст» в Twitter