Три стратегии письма

Под словом «стратегия» я подразумеваю способ изложения информации в тексте, который может распространяться на конкретный текст или характеризовать авторскую манеру в целом. Определение манеры письма во многом определяет содержание, а также авторское отношение к читателю. Мы можем относиться к нему, как к ребенку, как к равному себе по статусу человеку, или как к тому, что значительно нас мудрее и обладает жизненным опытом. Предложенные стратегии никак не связаны с реальным возрастом читателя, более того, адресуя текст, например, ребенку или пожилому человеку, необходимо предварительно ознакомиться с психологическими характеристиками конкретного периода (даже если мы думаем, что и так все знаем про тот или иной возраст).

1. Писать так, чтобы было понятно даже пятилетнему ребенку

Позиция автора — «сверху», цель текста — дать совет, руководство к действию. Преобладающая интонация — родительская.

Говоря с ребенком, мы стремимся к предельной простоте изложения, приводим простые примеры, показываем, как включить информацию в реальный (зачастую недостаточный) опыт слушателя или читателя на уровне практического использования (обычно делаешь так и получаешь это, а сделаешь вот так и получишь вот это). Такая стратегия подразумевает преимущественно описательную подачу информации (на конкретном примере без объяснения сути явления или процесса).

Такая стратегия может быть использована, когда необходимо снять значимость какой-либо проблемы или задачи, предложить конкретный выход из сложившейся ситуации. Совет или рекомендация может основываться как на мнении специалистов, так и на собственном достоверном опыте.

2. Писать для ровесника

Позиция автора — «наравне», цель текста — поделиться опытом, предложить варианты, показать возможности. Преобладающая интонация — дружественная, партнерская.

В разговоре с ровесником нет необходимости в назидательности или советах. Любая информация преподносится таким образом, чтобы было возможно ее включение в опыт слушателя или читателя, то есть сообщается необходимая информация: возможные трудности, структура процесса или явления, расставляются обязательные акценты. Собственный опыт и опыт читателя воспринимается как значимый и равноценный.

Эта стратегия будет уместна, когда нужна качественная информационная или иная поддержка. Все содержащиеся сведения должны быть подтверждены исследованиями или опытом, который выходит за пределы личного.

3. Писать для человека, который старше и опытнее

Позиция автора — «снизу», цель текста — поддержка. Преобладающая интонация — уважительная.

Эта стратегия характеризуется подчеркнутым предельно уважительным отношением к опыту читателя или слушателя. Собственный опыт автора имеет минимальное значение, в тексте транслируется лишь то, что имеет непосредственное отношение к сложившейся ситуации. Вся информация достоверна и входит сферу профессиональной компетенции пишущего, возможна апелляция к так называемому «вечному» опыту (религиозные, культурологические, литературные параллели).

Эта стратегия может быть использована, когда речь идет о поддержке в сложных или трагических ситуациях. Другое направление — если необходимо включить новейшие разработки в сферу, где сильны традиции и высоко развиты стандарты.

 

Выбор стратегии письма во многом зависит от внутреннего склада человека, а также от излагаемого материала. Попробуйте написать об одном и том же, используя различные стратегии — что будет меняться? Какая стратегия наиболее комфортна для вас?

Автор: Ольга Гаврилина

Следите за обновлениями в группах:
«Твой текст» ВКонтакте
«Твой текст» в Facebook
«Твой текст» в Twitter