Пользоваться словарем — не стыдно

Название этой статьи для меня самой звучит странно, но оно родилось как ответ на вопрос одного из участников мастер-класса по созданию текста. Я решила написать немного об этом тоже. Сразу скажу, что, по моему мнению, словари нужны не на этапе непосредственного создания текста, а чуть раньше — когда мы обдумываем возникший замысел.

Думаю, надо сказать, что словари бывают разными. Например, известные всем орфографический или толковый. Их используем, когда нужно проверить значение слова или его правильное написание. Конечно, всем до сих пор рекомендуют иметь дома словарь Ожегова (ударение на первый слог, если что), но сейчас куда удобнее пользоваться онлайн-версиями. Поэтому могу порекомендовать проверку слова на www.gramota.ru.

Но расскажу еще и других словарях. Например, словарь синонимов и словарь антонимов. Синонимы — слова, близкие по смыслу. Антонимы — слова, прямо противоположные друг другу по значению. В школе нас научили, что использование синонимов и антонимов делает текст красивее. Но, увы, как бы мы ни старались, тексты от «впихивания» в них синонимов и антонимов лучше не становились. Этому есть вполне логичное объяснение — использовать синонимы и антонимы как выразительное средство — дело сложное. Надо не просто знать много разных слов, обозначающих одно и то же — нужно уметь чувствовать значение каждого слова, чувствовать его уместность или неуместность в конкретном контексте.

И вот именно на этапе понимания какого-либо образа или понятия нам нужен словарь. Посмотрите, например, какие синонимы есть у слова, которое вас интересует. Например, синонимы к слову «слово» и, например, тут — http://synonymonline.ru. Почувствуйте каждое слово, подумайте, в каком контексте каждое из них может быть использовано, а какие из них вы не используете никогда в жизни, что вы употребите скорее в шутку, а что — только всерьез, какое слово вызывает у вас улыбку, а какое навевает печальные воспоминания.

А теперь попробуем с антонимами. Противопоставляя друг другу какие-то явления, характеристики, действия, мы можем получить очень яркий эффект, основанный именно на том, что используемые детали контрастируют друг с другом на внешнем или внутреннем уровне. Выберите пару актуальных для вас антонимов, подумайте, как можно сгладить или усилить их противоположность. Словарь антонимов могу посоветовать, например, вот тут: http://www.bravica.ws/ru/antonims.htm.

Не менее интересен этимологический словарь. Этимология — наука о происхождении слов. Понимание «родословной» какого-то наименования дает нам возможность глубже проникнуть в само понятие, узнать о нем что-то большее — и, соответственно, использовать эти знания в тексте. Попробуйте проследить историю каких-то слов — что интересного вы можете понять о них? Самый известный этимологический словарь — словарь Фасмера, например, вот тут: http://vasmer.slovaronline.com.

И еще один словарь, о котором скажу в этой статьей, — словарь паронимов. О них вообще редко кто слышал — тем более рекомендую посмотреть. Например, здесь: http://paronimov.slovaronline.com. Паронимы — однокоренные слова, значение и употребление которых зависит от приставок или суффиксов. Например, известные всем надеть-одеть или оплатить-заплатить. Слова вроде бы похожи по значению, но используются в разных контекстах. Полистайте этот словарь — о различиях в каких словах вы не задумывались? А что казалось вам настолько очевидным, что даже не приходило в голову раньше?

Как видите, использование словарей никак не может повредить репутации пишущего человека, наоборот, позволяет значительно расширить собственные представления о том, что исследуется в тексте, даже если кажется, что уже давно и так все понятно. Только вам решать, станет ли это вашей творческой привычкой или останется приятным времяпрепровождением. Суть-то ведь не в том, сколько и в каких количествах, а в том, чтобы получалось лучше, чем было до этого.

Автор: Ольга Гаврилина

Следите за обновлениями в группах:
«Твой текст» ВКонтакте
«Твой текст» в Facebook
«Твой текст» в Twitter