Цепляющее начало

Один из часто встречающихся творческих стереотипов связан с желанием во что бы то ни стало написать «цепляющее начало», чтобы читателю захотелось читать дальше. Понятное дело, что никакого стандартного цепляющего начала быть не может. Да, можно задать вопрос, можно привести какой-то интересный факт, можно поразить читателя своей эрудицией — но все это совершенно не гарантирует, что текст будет прочитан полностью и не разочарует читателя в конце.

Важные вопросы, которые стоит задать себе — а что я понимаю под «цепляющим началом»? Как я пойму, что начало, которое я напишу, цепляющее? За что именно должно «зацепить» читателя мое начало? Какие мысли, чувства, желания, сомнения, знания, потребности оно «зацепит»?

На мой взгляд, начало должно бы не столько цепляющим, сколько логичным и формирующим представление о том, чему посвящен весь текст — особенно, если мы говорим о статье или рецензии. Именно поэтому я всегда рекомендую начинать именно с понимания того, чему будет посвящена основная часть текста. Когда очевидно главное, решить, с чего начать не составит труда.

Сейчас набросаю несколько вариантов, чтобы расширить представления о вступлении к тексту.

  • Начать можно с того, откуда возник ваш интерес к теме.
  • Начать можно с того, как тема вписывается в исторический контекст.
  • Начать можно с того, как эта тема изучалась / рассматривалась / описывалась раньше.
  • Начать можно с пояснения непонятных терминов или процессов.
  • Начать можно с биографий и историй создания.
  • Начать можно с цитаты, связанной с данной темой.
  • Начать можно с чего то, что противопоставлено вашей теме.
  • Начать можно со схожих явлений.
  • Начать можно с истории возникновения темы.
  • И как-то еще, как вам покажется важным для вашего текста.

Как вы понимаете теперь, непонимание, с чего начать, часто связано с непониманием, о чем вообще стоит написать. Поработать над прояснением можно самостоятельно, в общении с друзьями и коллегами или с коучем.

Автор: Ольга Гаврилина

Следите за обновлениями в группах:
«Твой текст» ВКонтакте
«Твой текст» в Facebook
«Твой текст» в Twitter